Троллейбус в Новосибирске

Городской транспорт последних романтиков. К Дню Рождения Российского Троллейбуса.

2018 История моего Новосибирска Новосибирский Журнал О автомобилях

13 апреля 1902 года, впервые в России, в Санкт-Петербурге впервые вышел на линию новый вид городского транспорта — троллейбус. С тех пор, этот день отмечается как День Российского троллейбуса. Городской электротранспорт, который любят в нашей стране и которого большая история и большое будущее. Ведь в наши онлайн времена, когда электромобили пытаются найти свои дороги на этой планете и право на существование — троллейбус своей историей доказал, что это удобный и самое главное — один из самых экологических видов городского транспорта.

Сдвоенный троллейбус в Новосибирске
Сдвоенный троллейбус маршрута номер 24 в Новосибирске

Дата рождения Новосибирского троллейбуса — 6 ноября 1957 года. Маршрут первого Новосибирского троллейбуса проходил по Красному проспекту, улице которая является одной из самых длинных прямых улиц в Новосибирске. Маршрут начинался с улицы Мостовая, это район современного Автовокзала и заканчивался в Городском аэропорту в Заельцовском районе Новосибирска. Вот что писала газета «Советская Сибирь» за несколько дней перед запуском линии для троллейбусов:

«Красный проспект. Вдоль всей магистрали по обеим сторонам появились металлические, покрытые серебристой краской опоры, на которых подвешен сверкающий на солнце медный провод».

История Новосибирских троллейбусов
Новосибирские троллейбусы на площади Свердлова. 1962 год.

Интересный факт, с первого дня водители Новосибирских троллейбусов находились в красивой форме. При чем на форме водителей троллейбусов были погоны, на которые крепились звездочки. Одна звезда обозначала, что водитель недавно закончил курсы. Две звездочки — это уже водитель второго класса, три звездочки — самая высокая степень профессионализма водителя. Здесь учитывалось все — безаварийная езда, стаж за рулем, пробег троллейбуса без поломок, положительные отзывы пассажиров. Немного другая форма существовала у кондукторов. Форма водителей троллейбусов просуществовала до конца 60-х, начала 70-х годов ХХ века. В Москве и в Санкт-Петербурге сегодня форма водителей и кондукторов троллейбусов возвращается. Конечно, хотелось чтобы форма водителей и вернулась в Новосибирск. Тем более, как видим она была в истории нашего Новосибирского троллейбуса.

История Новосибирского троллейбуса
1973 год. Троллейбус движется с спуска с Коммунального Моста. Рядом здание театра «Старый дом»

В истории Новосибирского троллейбуса немало интересных легенд, баек, различных историй. Например, вот некоторые из них. В начале 90-х годов остановка общественного транспорта «Горбольница» для водителей троллейбусов была почти проклятым местом. Дело в том что, на этих остановках после занятий ждали автобусы и троллейбусы студенты НИИЖТА и Медицинского института. Некоторые студенты, чтобы произвести впечатление на девушек в момент отъезда троллейбуса от остановки, подбегали к задней части троллейбуса, хватали веревки идущие к дугам снятия электротока и повисая на них, отсоединяя троллейбус от питания. Троллейбус вставал, открывалась передняя дверь и шутника пытался догнать водитель. Чем приводил в восторг девушек и друзей студента. Эти истории с отключением происходили достаточно регулярно. Кондукторов в то время в салонах троллейбусов не было, лишь бдительные пассажиры иногда помогали водителю троллейбуса от обесточивания троллейбуса.

Троллейбусы Новосибирска. Ретрофото
1963 год. Троллейбус на ул. Ленина. Направление с площади Ленина, напротив дома ул. Ленина 8 (бывший магазин «Школьник»). На заднем плане здание издательства «Наука»

Еще одна легенда, из 90-х годов ХХ века. Именно легенда. По улице Советской в те годы ходили троллейбусы, при чем в обоих направлениях. На некоторых участках улицы Советской для этого даже были организованы участки с реверсивным движением. Сейчас не помню, номера того маршрута троллейбуса. Но его ждали. Специально. Узнавали у людей, которые стояли на троллейбусной остановке — на линии ли этот бело-синий троллейбус. И когда он подходил, он был как правило заполнен до макисимума. Причина такой популярности была в водителе. Ибо он использовал громкую связь не только для объявления остановок, но… вел полноценную экскурсию.- «Уважаемые, пассажиры! Обратите внимание на здание справа. Это Новосибирский Главпочтамт.Здание торгового корпуса Новониколаевского филиала Богородско-Глуховской мануфактуры (знаменитых московских текстильных фабрикантов Морозовых) построено в 1914-1916 гг. по проекту А.Д.Крячкова.» И далее шли такие факты, о которых не знали многие краеведы и гиды Новосибирска. В народе даже ходили слухи, что за такую «самодеятельность» этот водитель не раз получал замечания от своего руководства, но до выговора дело не доходило. Очень хорошо он знал историю Новосибирска и был просто отличный рассказчик. Так что Новосибирский троллейбус можно считать подарил «Первого народного экскурсовода за рулем троллейбуса». Кстати, несколько раз видел на улицах экскурсионный троллейбус. Существует ли он сейчас пока не знаю. Постараюсь найти информацию.

Электротранспорт Новосибирска
Троллейбус маршрута номер 13 после высадки пассажиров. Остановка общественного транспорта «Ул. Учительская»

Когда заходит разговор о Новосибирских троллейбусах, часто спрашивают что обозначают бортовые номера троллейбусов (не путать с номером маршрута). Здесь все значительно просто. Общий порядок присвоенных номеров троллейбусов в Новосибирске ведется с 1978 года. Первая цифра обозначает Троллейбусное депо к которому приписана машина, остальные три порядковый номер поступления в парк электротранспорта Новосибирска.

Троллейбусы Новосибирска
Троллейбусы у диспетчерской на ул. Учительская. Калининский район Новосибирска

К ноябрю 2018 года постараюсь сделать несколько больших материалов посвященных истории и сегодняшнему дню новосибирского троллейбуса, конечно не забуду про легенды, байки и истории которые происходили с этим видом городского транспорта, который так любят городские романтики. И пользуясь случаям хочу поздравить всех водителей, кондукторов троллейбусов, а также механиков, электриков, шиномонтажников, маляров, шорников и рабочих других специальностей в Троллейбусных парках Новосибирска и России и пожелать им хорошего настроения, повышения заработных плат и понимания! Ваш труд очень важен, для нас — пассажиров, которые выбирают троллейбусы в качестве городского транспорта.Спасибо Вам за ваш труд!

Городской транспорт Новосибирска
Троллейбус маршрута 22 у диспетчерской на ул. Учительская, город Новосибирск

Статистика посещений этого материала на 695 просмотров

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*